Климат-контроль в автомобиле: назначение, функции, особенности монтажа | Автомобили ВАЗ

Климат-контроль в автомобиле: назначение, функции, особенности монтажа

Система климат-контроля является одной из главных опций в автомобиле. Как она работает? Чем отличается от кондиционера? Какие особенности монтажа существуют? На эти и ряд других вопросов дает ответы статья.

С каждым годом в современных авто появляется все больше полезных функций. Одни направлены на улучшение технических характеристик, а другиена повышение уровня комфорта. В этой статье мы рассмотрим одну из наиболее важных опций, без которой поездки в летний зной превращаются в настоящее испытание. Речь пойдет о полезном, эффективном и незаменимом климатконтроле.


Назначение

По сути, климатконтрольэто следующая ступень эволюции хорошо известного нам кондиционера. Но, в отличие от последнего, он имеет более сложную конструкцию и функциональность. Автомобиль оборудуется мощной системой, которая поддерживает температуру на заданном уровне вне зависимости от погодных условий вне салона. Летом климатконтроль охлаждает воздух, а зимой прогревает его.

К основным узлам системы можно отнести кондиционер, специальные датчики, отопительную систему, ЭБУ и систему фильтрации. Все они работают в комплексе и зависят друг от друга. Датчики фиксируют температуру и передают информациюна ЭБУ. Последний, в свою очередь, дает команду кондиционеру или отопительной системе на охлаждение или обогрев салона.

Большой плюс климатконтроляего способность работать в автоматическом режиме. Все, что необходимо водителюактивировать систему и выставить желаемую температуру. Вся дальнейшую работу выполняет климатконтоль. Интересен тот факт, что некоторые системы способны учитывать ряд дополнительных факторовтемпературу вне автомобиля, освещенность, попадание внутрь солнечных лучей и так далее.

Особенности системы

При выборе автомобиля стоит быть очень внимательным. Многие дилеры пытаются выдать обычный кондиционер с блоком контроля температуры за полноценный климатконтроль. Но это обман. «Урезанные» версии не способны управлять приводами заслонок, они не могут регулировать скорость потока воздуха и его направление. Кроме этого, в кондиционере нет датчиков, которые фиксируют температурный режим за «бортом» и в салоне авто, контролируют состояние отопителя и наличие солнечных лучей.

Задача отопителя и испарителя кондиционераподготовить воздух (нагреть его или охладить) и направить по указанным направлениям. Климатконтроль не только доводит воздух до нужной температуры, но и может менять температурный режим непосредственно на выходе (в зависимости от поступающих команд с ЭБУ). Это возможно за счет регулирования смесительной заслонки на выходе блоков отопителя и испарителя. При этом основную работу выполняет сервопривод.

Как работал старый климатконтроль? В нем было все просто. Система направляла воздух на радиатор отопителя, а уже на следующем этапечерез испаритель. Но изза малой эффективности производители от подобной схемы отказались. Причин здесь несколько. Вопервых, система реагировала на команды по изменению температуры с большой задержкой. Вовторых, надежность климатконтроля оставляла желать лучшего, что приводило к постоянному выходу устройства из строя. Втретьих, регулировка температуры в автоматическом режиме была невозможной.

Основные виды

Современные разработки не перестают удивлять автолюбителей. Так, мало кто знает о наличии нескольких видов климатконтроляодно-, двух-, трехи четырех зонных. Что это значит? Чем выше «зональность» тем больше возможностей и системы и тем она сложнее.

К примеру, однозонные системы контролируют и поддерживают одинаковую температуру по всему салону. В свою очередь двухзонный климатконтроль имеет в своем наличии несколько датчиков в салоне, что позволяет поддерживать свой температурный режим в каждом конкретном участке. Так, водитель может выставить себе одну температуру, а пассажир, который сидит на соседнем сидениидругую.

Как работают современный климатконтроль?

В новых системах каждый элемент продуман до мелочей. При этом, как правило, потоки могут распределяться в пяти направленияхна ноги и лицо, ноги, лицо, стекло, на стекло и ноги. Обратите внимание на режим рециркуляции. Если он присутствует, то система кондиционирования действительно современная и имеет полный пакет необходимых функций.

Основная задача возлагается на электронный блок автомобиляэто «мозг» всех систем. Именно в нем заложена программа работы и управления системой кондиционирования воздуха. В своей работе ЭБУ принимает решение на основе сигналов, которые поступают от многочисленных датчиков системы. Процесс регулировки обеспечивается за счет управления различными механическими узлами блоков отопителя и испарителя. Как только температура в салоне достигает требуемого уровня, блок управления берет на себя функции ее поддержания. В свою очередь действия системы никоим образом не мешают водителю выполнять свою непосредственную работу.

Правильно настроенный и отрегулированный климатконтроль прекрасно знает, каким должна быть сила воздуха и куда он должен направляться, чтобы не пострадало здоровье водителя и пассажиров. Это идеальная система, в которой все продумано до мелочей и буквально «вложено» в программу.

При этом важно учитывать, что оптимальной для организма человека является температура в диапазоне от 18 до 25 градусов тепла. Понастоящему «умный» климатконтроль прекрасно об этом «знает» и не даст возможности выставить опасный для здоровья режим.

Особенности монтажа

Важно понимать, что установка климатконтроля возможна не на всех автомобилях. При этом процесс монтажа обычно очень трудоемкий и занимает от трех до шести часов. Многие владельцы авто не решаются на самостоятельную переделку и отправляются на СТО. Но зачастую в этом нет необходимости. Главное четко выполнять алгоритм работы и взять в помощь знающего специалиста.

Сам процесс монтажа выглядит следующим образом (вариант приведен для общего случая и для каждой конкретной модели алгоритм может различаться):

1. Демонтируйте бардачок и центральную панель. Действуйте предельно осторожно, чтобы не нарушить целостность покрытия.
2. Сливайте охлаждающую жидкость и снимайте «минус» с АКБ.
3. Снимайте печку.
4. Сделайте разметку и прорезайте требуемое отверстие рециркуляции.
5. Подготовьте места для крепления испарителя. Установите его и закрепите.
6. Меняйте проводку, которая питает вентилятор охлаждения. На ее место ставьте специальные жгуты для климатконтроля.
7. Устанавливайте датчик на потолке и подключайте его.
8. Устанавливайте датчик вентилятора и подключайте его.
9. Подключайте блоки отопителя и испарителя.
10. Подключайте систему к ЭБУ.
11. Проверьте работоспособность системы (промежуточный вариант).
12. Смонтируйте кронштейн (на него будет устанавливаться компрессор), радиатор и магистрали фреона.
13. Замените осушитель и дроссель. Убедитесь в целостности всех магистралей и герметичности системы.
14. Заправляйте фреон.
15. Проведите полную проверку работоспособности системы и убедитесь, что ЭБУ правильно реагирует на сигналы с различных датчиков.
Конечно, мы лишь схематично рассмотрели монтаж климатконтроля в авто. Но приблизительно работа выглядит именно таким образом.

Вывод

Климатконтрольмощная, полезная и надежная система, основная задача которойсоздание идеального комфорта в вашем автомобиле. И теперь, когда вы знаете принципы работы устройства, намного проще будет выбрать и смонтировать систему. Удачи.

 

Яндекс.Метрика